Сегодня:

От шумных свернув магистралей,

На окраине старой Москвы

Шесть ступенек я вновь отсчитаю, 

Стиснув крепко в ладони цветы

Работы учеников

"Рассказ экскурсовода"

Работа написана Морозовой Светланой по материалам школьного архива 

Руководитель: Шенкман Донара Аркадьевна. 

Я учусь в школе № 45, что в Хамовниках. О ней говорят: «добрая старая школа». И действительно, это так. Говорят, что школа сильна не числом, а славою своих воспитанников. Но не было бы этой славы без огромного самоотверженного труда педагогов, ведь именно они открывают перед ребятами двери в удивительный, безграничный мир знаний. У писателя  Фадеева в книге «Молодая гвардия» встретились мне такие слова: «Кто есть первый воспитатель молодежи нашей? Учитель. Учитель! Слово-то какое..! В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель – это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа в руках учителя, в его золотом сердце. Надо бы, завидев его на улице за пятьдесят шагов шапку снимать из уважения к нему».

Удивительная это профессия – «учитель». Значение учительского труда невозможно оценить. Ведь помимо знаний настоящий учитель дарит ученикам энергию, свет, тепло своего сердца. Вот почему, выбирая тему экскурсии по нашему музею, я приготовила рассказ об учителях. Я постаралась его составить по отзывам и воспоминаниям воспитанников нашей 45 школы, которые вот уже более 20 лет мы собираем и бережно храним в нашем школьном музее.

Итак. Рассказ экскурсовода о людях удивительной профессии, оставивших в умах и душах своих учеников яркий след. Это и моя благодарность тем, кто учит меня сегодня.

                     «Время выбрало Вас

                                           Зажигать в душах свечи».

 Далекие тридцатые годы…..  

Добрую память оставил и в душах ее выпускников первый директор Кнопова Вера Никифоровна и завуч Малеин Евгений Николаевич. Из собранных с  бору по сосенке учеников и учителей они в короткий срок сделали школу, которую полюбили и до сих пор хранят в памяти выпускники довоенных лет. «Мы были первым выпуском в нашей школе. Пришли сюда в 1935 году в восьмой класс из разных школ, но очень быстро сдружились и полюбили школу. Классный руководителем у нас был Кутузов Владимир Васильевич. Он преподавал нам историю, литературу вела Мария Федоровна Печистая, биологию – Зинаида Ивановна Семашко, немецкий язык преподавал Генрих Яковлевич Гурвич, а математике учила нас Евдокия Алексеевна Бутрова. Прекрасные учителя – никаких конфликтов»,– рассказывала Мария Юльевна Губерман.

Своих учителей вспоминают и выпускники 1940 года Александр Робертович Кано, Анна Георгиевна Калабушкина. Не могу пройти мимо письма Михаила Малышева, присланного в школу в канун ее пятидесятилетия: «Минуло почти 50 лет, - писал Михаил выпускник 1938 года,- утекло много воды, мы прошли через жестокую войну, но я до сих пор помню все, что связано со школой. Помню всех своих школьных учителей и товарищей, и сегодня это мне очень помогает».

«Особое слово о Николае Евгеньевиче Малеине»,– вторит его одноклассница Мария Губерман. «Он работал в школе с самого первого дня, преподавал математику, географию, пользовался огромным авторитетом. Человек с разносторонними интересами Николай Евгеньевич обладал обширными знаниями и охотно всем этим делился, как с коллегами, так и со своими учениками, его даже прозвали «Человек – Энциклопедия».

С первых дней войны он в армии. Боец 5 дивизии Народного ополчения в ночь на 7 июля 1941 года уходит защищать свой город. Вместе с ним ушел в народное ополчение Кислюк Борис Маркович.

Это был очень способный, интересный человек. Он сочетал преподавательскую деятельность в школе с работой на биофаке в педагогическом институте, где занимался научной деятельностью. Успевал он многое делать и как классный руководитель: знающий и веселый, играющий на нескольких музыкальных инструментах, умел увлечь своих учеников на многие интересные дела. Николай Евгеньевич и Борис Маркович участвовали в жестоких оборонительных боях под Смоленском, где дивизия потеряла половину личного состава. Затем тяжелейший бой на реке Нара, где как сказано в официальных документах: «Сдерживая на этом рубеже наступление противника, дивизия создала непроницаемую линию обороны». Враг дальше не прошел.

Защищая наш город, погибли эти замечательные люди. Где, в каком бою, какого числа, мы не знаем, так как их родные получили лишь извещение, что и Малеин Н. Е. и Кислюк Б. М. «пропали вез вести» в декабре 1941 года. Но у нас в школе их имена увековечены и в школьной книге памяти, и на мраморной доске школьного мемориала.

С первых дней работала в школе учитель русского языка и литературы, а с 1943 года завуч школы Малеина Мария Авдеевна. «Учитель, мастер своего дела, жемчужина в прекрасном коллективе школы № 45» – так отзывались о ней коллеги, такой сохранилась она в памяти учеников. Кавалер Ордена Отечественной войны, «Знак почета», награжденная медалью «за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», Мария Авдеевна отдала школе 34 года, и среди них 4 трудных военных года, когда без вести пропали муж и дочь. Но как бы ни было трудно, голодно, Мария Авдеевна каждое утро встречала своих учеников, всегда готовая к уроку.

Ее воспитанницы заметили, что ходит Мария Авдеевна в очень изношенной обуви: имеет одни единственные туфли, давно «просящие каши», а на улице зима. И решили девочки сделать своей любимой учительнице подарок – купить валенки. Потихоньку, по секрету от всех собирали бублики, которые получали на завтрак, продавали их на рынке. Таким образом собрали нужную сумму, и к 8 марта торжественно преподнесли учительнице подарок, не подумав правда, что время-то подошло к весне, и на улице стало сыро. Но подарок все равно получился знатный. 

  Мы у стенда «Школа в солдатской шинели» 

Особая страничка школы это эвакуация и организация интерната, когда ранней осенью 1941 года вывозили школьников сначала в Скопин Рязанской области, а когда фашисты подошли близко к Москве – в Пермскую область. Сказать, что это было тяжелое время мало: 28 дней труднейшего, утомительного пути, во время которого настала зима, и на ряду с заботой о питании и состоянии детей, появилась новая забота – добыча топлива. Целый год прожили ребята вдалеке от дома, и все это время, разделяя их радости и беды, ободряя их, заботясь об их здоровье и настроении, были две замечательные учительницы – преподаватель математики Зак Сара Семеновна и литератор Качалова Анна Георгиевна, мужество и преданность педагогическому делу которых трудно переоценить.

А сколько душевных сил и весь свой педагогический талант отдала детям Изотова Ольга Алексеевна, принявшая школу в трудные военные годы. Почти 25 лет, учитель истории, она была душой учительского и ученического коллектива. Ее награды: Орден Трудового Красного знамени, медали, почетные грамоты стали свидетельством ее труда. «Прекрасный организатор, человек большой души, она поощряла в нас инициативу и творчество»- говорит о ней бывшая ученица школы, ставшая впоследствии учителем математики Лидия Павловна Гаврикова. «У Ольги Алексеевны было поистине чутье на хороших учителей. Казалось, она видит их насквозь» – это слова Марии Алексеевны Лебедевой, в прошлом учителя школы. Так, взяла она на работу Леонида Федоровича Клеченова, молодого человека, только что вернувшегося с фронта и, практически не имеющего образования. Он преподавал черчение и очень скоро стал прекрасным учителем. Умный, веселый, образованный, за время работы в школе окончил два факультета педагогического института, Леонид Федорович стал любимцем учащихся школы. Он с одинаковой страстью преподавал географию, черчение, рисование, машиноведение, для преподавания которого создал кабинет, где многое было сделано его руками. В 1957 году Леонид Федорович стал завучем, потом был переведен в другую школу в качестве директора, но до сих пор на наших встречах всегда звучат добрые слова в память о Леониде Федоровиче.  

  После войны 

Появилась в школе молодая энергичная женщина в военной гимнастерке с Орденом Красной Звезды – Мезенцева Лидия Павловна. Девятнадцатилетней девушкой ушла она на фронт, и сразу после окончания войны пришла в школу преподавателем физкультуру. Этот предмет стал любимым и главным. Школу тогда даже называли спортивной. А еще Лидия Павловна водила ребят в походы по Подмосковью, выезжала с ними в туристские лагеря. Ее воспитанники были активными участниками районных туристских слетов, участвовали в соревнованиях юных краеведов. С тех пор все это стало традицией школы.

Появилась в 1945 году в школе учительница пения – Галина Михайловна Бессонова. Это был незаурядный человек. Под ее руководством запела вся школа. Преданная школе и детству, она много сил отдавала своим питомцам, знакомила их с песенным и хоровым искусством, классическим, народным, эстрадным репертуаром.

Выпускница 1953 года Наталья Васютина говорит, что с приходом Галины Михайловны школа для них стала островком культуры. «Полуголодные, плохо одетые, мы чувствовали себя вполне счастливо, когда собрав нас у себя дома у рояля, Галина Михайловна играла Чайковского, Грига, Рахманинова, Танеева или вела в настоящий театр, или режиссировала в нашем самодельном». А школьный хор тогда был известен за пределами района и занимал призовые места разного уровня.

В 1948 году в школу пришла Лидия Николаевна Кузнецова – сама история педагогики. Окончив высшие женские курсы, начала преподавательскую деятельность в 1914 году. Работала в колонии Шацкого «Бодрая жизнь», в школе им. Радищева, сотрудничала с первой опытной станцией Наркомпроса, была инструктором Минпроса в Монгольской Народной Республике. В нашей школе Лидия Николаевна проработала 10 лет, была заведующей учебной частью младших классов, преподавала арифметику. «Бескорыстно преданная школе, любящая свое дело, знающая новинки педагогической и методической литературы,- она не только отлично учила детей, но и была умным, добрым, и в то же время строгим и требовательным наставником молодых учителей»- написано в ее характеристике. Лидия Николаевна была «Отличником народного образования» имела ордена Ленина и Чейбалсана, грамоты Наркомроса и Минпроса Монголоии. 

  1953 год – школа становится десятилеткой 

Наряду с педагогами, работающими уже много лет, появились в школе и новые. Так,  после окончания математического факультета МГПИ им. Ленина, пришла в школу Нина Иосифовна Дубейковская. Она очень быстро завоевала авторитет у коллег, а для своих учеников стала любимым классным руководителем и классным преподавателем математики. Много лет спустя после окончания школы ее ученик Александр Дергачев писал: «Помню всех учителей, завучей, директора школы, но особенно помню своего классного руководителя, замечательного человека и педагога, преподавателя математики Дубейковскую Нину Иосифовну. Я всегда любил математику и вообще точные науки. Да и везло мне на преподавателей и в техникуме, и в институте, но этого человека я не забуду никогда».

Выпускники 1968 года Михаил Субботин и Сергей Михайлов помнит, что в школе была очень домашняя обстановка, замечательные отношения с учителями, с которыми делились и радостями и горестями, даже секреты свои доверяли. Такой обстановке способствовала и Галина Сергеевна Ряховская, ставшая в 1968 году директором школы (Ольга Алексеевна ушла на пенсию).

Это был незаурядный человек, ведущий преподаватель математики, имеющий свои труды, хороший опытный учитель в 1955 году стала завучем, а как я уже писала с 1968 года по 1973 – руководила школой. О ней говорят: «живая и веселая, требовательная и строгая в работе, она была большим мастером по организации воспитания, обучения детей, лучшим классный руководителем, умеющим создать дружный, работоспособный сознательный детский коллектив». А в нашем кабинете труда до сих пор хранится огромное зеркало, которое принесла Галина Сергеевна из дома, когда в школе создавались профессиональные кабинеты.

Удивительные воспоминания подарила школе Марина Бестанова. Я привожу их здесь полностью. «Я окончила школу в 1978 году. Это единственная школа в моей жизни, я никогда не училась ни в какой другой, как говорится, сравнивать не с чем. Но я думаю, что лучшей школы я не нашла бы никогда, ибо те люди, которые работали в ней, имели одно удивительное качество, которое делало их, внешне различных, очень похожими друг на друга. Наши учителя бесконечно любили нас. Мы были такими, какими должны быть дети: шкодливыми, вредными, горластыми, наглыми по возрасту. Но чтобы мы ни умудрились учудить – мы никогда не лишались главного – любви.

У меня не было предметов, которые бы я не любила. Я не была умна и талантлива, просто я обожала своих педагогов, что не мешало придумывать им прозвища и тихонько творить мелкие гадости.»

Вот они:

Радыгина Людмила Филипповна – учитель литературы и русского языка. Маленького роста, толстушка. Человек, который умудрялся в жесткое застойное время не мешать детям думать и иметь собственное мнение в оценке литературных героев. Результат: несмотря на природную лень, мы действительно читали классику.

Молитвина Валентина Васильевна – учитель математики, завуч по воспитательной работе. Кличка – «тучка». Та тучка из мультика, которая – «я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь». Пока Молитвина не оставила наш класс, математика была нашим любимым предметом, нам было стыдно не знать предмет на пять. Она умела любоваться решением задачи и видом формулы. Результат – мы умудрялись решать задачи двумя – тремя способами.

Давыдова Тамара Григорьевна – учитель истории. Она никогда не повышала голос, оберегая не свое, а наше, человеческое достоинство. Ей досталась тяжелая участь изучать с нами историю партийных съездов и штудировать материалы пленумов, отвечая на прямые и бескомпромиссные вопросы: «Если социализм – лучшее, то где же колбаса?».

Я очень люблю путешествовать, потому что однажды Тамара Григорьевна заставила меня полюбить весь этот мир сразу, наполнив его тенями прошлого. Когда я срываюсь на работе или дома, я всегда думаю о ней, это помогает справиться с собой.

Томина Людмила Константиновна – учитель биологии. Боже, как это здорово – рисовать пестики и тычинки, затейливые схемы кровеносных сосудов, раскрашивать карандашами зверушек! Ей можно было доверить любую свою мечту – про собачку, свинку и даже прикоснуться к ней, к мечте, в кабинете биологии. Мы много читали Даррелла. Чтобы видеть радость в ее глазах, легко было выучить параграф из учебника наизусть.

Бороненкова Зинаида Александровна – учитель географии и классный руководитель. Столько, сколько она была с нами, не был никто, даже родители. Я думаю, что она до сих пор помнит все наши цыпки, пломбы в зубах, разбитые носы, хипповые прически и первые сигареты. Помнит наши дурные выходки и первые серьезные человеческие поступки. Я думаю, что она так и не рассталась с нами. Прямая, правильная, требовательная, прежде всего к себе, а потом уже к нам – она пришла смотреть на нас еще в 3 классе: знала, что возьмет нас. Присматривалась, анализировала, запоминала. Мы не были для нее случайностью,- общественной нагрузкой или прибавкой к зарплате. Мы были ЕЕ детьми… ЕЕ с четвертого по десятый и еще на всю оставшуюся жизнь. О географии писать не хочется. Не знать ее было нельзя. Я думаю, что любого из нас можно забрасывать в самые непроходимые джунгли – мы выживем.

Барканова Светлана Борисовна – химия. Много веснушек, маленький рост, юморист. Она довела меня до МИТХТ. Репетитора не было.

Все эти люди и есть для меня школа № 45.  

Образовательное учебно-воспитательное учреждение

 Воистину, учителя определяют лицо школы. В 1978 году в школу пришла Александра Матвеевна Захарова – опытный руководитель, профессионал высокого класса, заслужившая уже к тому времени высокие награды: «Отличник народного образования СССР», медаль «За доблестный труд» и орден «Знак почета». Рассказывают, что когда она по возвращению из Германии, где руководила школой № 15 группы Советских войск, пришла в ГОРОНО за новым назначением, ей предложили какую-то элитную школу в центре города. Но она попросила школу в своем родном районе. «Там нет хороших школ, где нужен был бы директор,- ответили ей.- Есть одна лишь 45-я, довольно слабая, авторитетом не пользуется». Это Александру Матвеевну не смутило. Она хотела работать в привычном для нее месте, недалеко от дома, не тратя лишнего времени на дорогу. Ну, а то, что дети во всех школах одинаковы и достойны хороших учителей, она хорошо знала.

Как вспоминает Марьяна Макарова, выпускница 1984 года: «Ее приход изменил неспешное  течение школьной жизни. Александра Матвеевна видела школу единым организмом – живым, подвижным, развивающимся. Она хотела, чтобы всех нас – учителей и учеников, старших и младших – что-то объединяло помимо звонков и уроков. Это был неустанный поиск идей. Это ее идея – восстановление истории школы, начиная с довоенной поры, чтобы мы соприкоснулись с предыдущими поколениями и осознали сою с ними связь. Под ее руководством была организована поисковая работа к 50-летию школы, итогом которой стало открытие музея истории школы и создание школьного мемориала учителям и ученикам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

При ней школа «заболела» туризмом: Александра Матвеевна полагала, что нет лучшего средства для воспитания настоящих людей. Для многих память о школьных годах связана с дальними походами, краеведческими поездками и традиционными самоварами на осенних туристических вечерах. Вспоминают выпускники тех лет, что Александра Матвеевна сумела подружиться с Форпостом культуры им. С. Т. Шацкого, дворовым клубом, расположенным неподалеку, приветствовала совместные слеты и трудовые лагеря. «Могла, взявшись за руки, встать с нами в большой песенный круг. Она воодушевляла, вдохновляла, поднимала педагогический коллектив, отдавая всю себя детям и школе, тратя на это силы, эмоции, здоровье».

«Являясь инициатором внедрения в школьную жизнь ученического самоуправления, она конечно же самым главным делом считала организацию учебного процесса. Будучи прекрасным творческим учителем, влюбленным в свою математику, ярким самобытным, не терпела халтуры, была строга, могла вызвать к себе в кабинет на нелицеприятный разговор. Но она любила своих учителей, не давала их в обиду, помогала и защищала»,- рассказывает Алла Ивановна Гаврилина, проработавшая в школе с Александрой Матвеевной четверть века. Хороший наставник молодежи, она воспитала не одно поколение педагогов, благодарных ей за мудрость, с которой она делилась с ними своим опытом, знаниями, мастерством, за то, что научила их любить свою профессию и служить ей.

Со студенческой скамьи пришли в начальную школу Попова Надежда Григорьевна, Иванова Светлана Анатольевна, Пружанская Ольга Борисовна. Преподавать русский язык и литературу стали вчерашние студенты МГПИ имени Ленина Власова Екатерина Станиславовна и Голикова Елена Станиславовна. Все они и сегодня работают в школе, ветераны ее, умудренные опытом, любимые учениками, уважаемые родителями. Они помнят, как страшно было поначалу, когда к ним на урок входила Александра Матвеевна, строгая, серьезная, с неизменным «кондуитом» под мышкой, и какой нестрашной, чуткой и доброжелательной становилась она при разборах уроков, как много давали они молодым тогда учителям.  Теперь это мэтры.

Ольга Борисовна Пружанская. «Почетный работник общего образования РФ». На уроках строгий, вдумчивый учитель математики, вне уроков – отличный организатор походов, поездок, экскурсий. Это о ней написал ее ученик, выпускник 2009 года Топченко Евгений. «Тонкими педагогическими ходами учителя подбирают ключи к нашим сердцам и, что самое главное, мыслям. Помимо, слаженной машины обучения так же четко проводятся у нас и внеучебные мероприятия. Будь то поездка на турслет или познавательная экскурсия, можете не сомневаться, что они пройдут на высоте».

Надежда Григорьевна Попова стала завучем начальных классов, преподает географию, заботливый классный руководитель.

Голикова Елена Станиславовна начала работать в школе еще будучи студенткой. «Было трудно,- рассказывает она сегодня,- не всегда все получалось, как задумывалось, но очень хотелось, чтобы дети знали и любили нашу литературу». Она одна из первых учителей в школе создала специализированный класс с углубленным изучением литературы. Куда только не водила Елена Станиславовна своих воспитанников, в каких литературных музеях или просто местах Москвы, связанных с именами тех или иных писателей не бывали они. А сколько посетили театров, просмотрели и обсудили спектаклей?! «Как можно рассказывать о Толстом и не побывать в его усадьбе. Говорить о Есенине и не отправиться к нему в гости в музей-квартиру, не посетить Переделкино, чтобы окунуться в мир Пастернака, Окуджавы и других писателей, трудившихся там. Надо показать детям лучшие спектакли, идущие на сценах московских театров – это один из принципов ее работы. И, знаете, у Елены Станиславовны даже самые нерадивые ученики, не дружившие с книгой, начинают читать. Чуткая, внимательная, милая, но требовательная – она стала любимицей своих учеников. Те, что учились у нее четверть века тому назад, говорят, что сразу поняли, какой это замечательный учитель, влюбленный в литературу и, главное, неравнодушный. А это обращение к своему учителю выпускников 1985 года:

Елена Станиславовна, дорогая!

Сие прилагательное,

К имени Вашему прилагая,

Глаголом сказать хотим:

Помним, благодарим, боготворим.

Все части речи в строку вставим,

Память о Вас в сердце оставим.

А посему наречием закончим:

Мы Вас любим очень, очень!

 А как знает литературу Екатерина Станиславовна Власова, какой широкой эрудицией обладает! О ней говорят, что она не только старается прививать любовь к литературе, но учит понимать нравственные и эстетические ценности. А уж как она знает тонкости русского языка, разбирается во всех его хитросплетениях! А еще всем в школе известен уникальный юмор Екатерины Станиславовны. Его очень ценят дети: «Это самый «юморной» учитель» с любовью говорят они о ней.

 В те годы при Александре Матвеевне появился и класс с углубленным изучением географии. Это было детище Елены Юрьевны Наумовой. Молодой инициативный преподаватель, не потерявший связи с географическим факультетом МГПИ, который сама недавно окончила, она энергично взялась за организацию спецкласса, разработала программу. Географическую практику ребята проходили в летнем лагере геофака пединститута совместно с его студентами. А уж те счастливчики, которые в составе студенческого отряда побывали в Америке, на всю жизнь запомнят путешествие по заповеднику, и будут гордиться тем, что сами водили американцев по Хибинам.

Приведу еще одно воспоминание – Татьяны Корюковой (выпуск 1982 года). «Сейчас много говорят о том, что это были годы застоя» и в школах было очень сильное идеологическое давление пионерской и комсомольской организаций. Может быть, конечно, где-то так и было, но про свою 45-ю я так сказать не могу. Остались только замечательные воспоминания о маленькой школе в центре Москвы в самом конце улицы Усачева… Конечно, нас ругали за плохое поведение, и ставили «пары», и вызывали родителей, но никакой идеологии в этом не было. Была только разумная строгость и самая настоящая любовь к своим ученикам». Татьяна вспоминает своих учителей: «строгую и справедливую Александру Матвеевну», «классную» классного руководителя Валентину Васильевну, с которой у всего класса был взаимная любовь, и Лысякову Александру Николаевну – учителя химии, «очень строгого учителя и добрейшего человека, которая учила так, что в ее «техническом институте, преподаватели удивлялись, где ее научили говорить таким правильным химическим языком?»

А еще она рассказала о Семене Абрамовиче Каплуне – военруке, «самом невоенном военном», которого ей когда-либо приходилось встречать. Это был удивительно интеллигентный, знающий человек, у него можно было получить ответ на любой вопрос, обсудить множество тем и по вопросам современной политики, и по новостям, поговорить о новых книгах, фильмах, узнать то, что печатает «иностранка» и «Новый мир». Семен Абрамович руководил военно-патриотической работой и неудивительно, что работа по увековечению памяти погибших в войне учителей и учеников стала для него важнейшим делом. Он создал эскиз мемориала, нашел рабочих, следил за их работой, договорился с одной из московских воинских частей об участии их в открытии мемориала. Вспоминают, как это было торжественно: в почетном карауле рядом со школьниками стояли настоящие воины с настоящим оружием, были знамена, барабаны и горн. Все школьники торжественным строем прошли мимо памятника, на котором золотыми буквами были выбиты только семь фамилий. Больше тогда не знали. С тех пор, начиная большие школьные мероприятия, мы всегда несем цветы к нашему мемориалу.

С 1984 года работал в нашей школе Владимир Тимофеевич Григорьев. Он преподавал физкультуру. Не было с тех пор таких спортивных соревнований школьников, где бы наши ребята не выступали и, как правило, не побеждали. Даже физкультурном параде юношеских олимпийских игр принимали участие и благодарность мэра заслужили. Владимир Тимофеевич стал лучшим организатором спортивной работы в «Хамовниках», был удостоен звания «Заслуженный учитель РФ». Проработав со школьниками 50 лет, он в 2009 году ушел на пенсию, но все равно остается любимым преподавателем, даже у тех, кто был не очень дружен со спортом. Такой это обаятельный человек.

О сегодняшнем дне школы.  

Сейчас в ней работают 45 учителей. Среди них 12 человек – «Отличники народного просвещения», один – имеет значок «Отличник просвещения СССР», 9 учителей имеют значки «Почетный работник общего образования РФ». Руководит нашим коллективом Елена Сергеевна Дерябкина, в прошлом старшая пионервожатая. Ее на пост директора рекомендовала Александра Матвеевна Захарова, когда 1989 года уходила на пенсию. Елена Сергеевна высоко эрудированный работоспособный человек, можно сказать «трудоголик». А какой она физик! Являясь инициатором и организатором многих школьных дел, она умеет хранить школьные традиции, а нас учеников и учителей, заставляет их еще и множить. Это человек, необыкновенно преданный школе. Так же как и Захарова Александра Матвеевна, Елена Сергеевна на посту директора школы № 45 в Хамовниках, была удостоена звания «Заслуженный учитель РФ». Мы гордимся, что их имена занесены на доску почета МГПУ.

Помогает нашему директору руководить школой Вера Анатольевна Стребкова. Она – ветеран школы, один из старейших ее учителей. Пришла она в школу сразу после окончания педагогического факультета МГПИ. Сначала – учитель начальной школы, затем – преподаватель русского языка и литературы, сегодня – заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Вера Анатольевна удивительно чуткий и внимательный человек, мягкий и эрудированный. Она умеет видеть в каждом своем ученике личность с ее особенностями и возможностями. Я не представляю, чтобы Вера Анатольевна в общении с ребятами повысила голос. Она не подавляет своих учеников, но с нерадивыми учениками умеет разговаривать так, что тем становится стыдно за свои проступки. «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Вера Анатольевна предана школе и детям.

В школе нашей есть учителя, стаж работы которых переходит за полвека.

Демина Лидия Михайловна. Ее позвала в школу Александра Матвеевна на роль завуча и не ошиблась. Прекрасный методист, отличнейший организатор, хорошо знающий детскую психологию, строгий взыскательный руководитель, готовый всегда придти на помощь и учителю, и ученику. Лидия Михайловна причастна к тому, что школа в 80-е годы получила звание образцовой. Она – замечательный историк. Ее ученица написала целую книгу, озаглавив ее «Полвека на службе ее Величеству Истории». Там приведены высказывания учеников Лидии Михайловны, окончивших школу в разные годы. И все они говорят, что лучшего преподавателя истории не встречали. Мы все ее ученики помним слова Лидии Михайловны, сказанные в ответ ученику, не выучившему урок и жалобно бубнившему: «Я читал, я читал». «Читают «Крокодил» и «Веселые картинки». Историю же не читают по диагонали и через строчку. История – это наука, ее учат». Когда Лидия Михайловна отмечала пятидесятилетие своей деятельности, ее коллега, наша учительница Алла Ивановна Гаврилина написала в районной газете «Хамовники»: «Отличник народного просвещения СССР», учитель истории Демина Лидия Михайловна вот уже полвека творит в школе свою педагогическую поэму, ни разу не изменив детству, идя по педагогической стезе».

Хочу сказать, что эти слова ни сколько не покривив душой можно отнести и к самой Алле Ивановне Гаврилиной. Это милейший души человек, не смотря на свой преклонный возраст, очень современный. С ней можно говорить обо всем: и о своем личном, и о современной музыке, о различных молодежных объединениях и, конечно, об истории и культуре Англии, язык которой она преподает. «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего просвещения РФ», учитель- методист, для нас она  - наша Аллочка Ивановна (так называем мы ее в разговорах между собой). Дорогой и любимейший учитель.

Еще один старейший учитель – Гудкова Валентина Геннадьевна. Знающий педагог, требовательная и очень любящая детей. Валентина Геннадьевна – жена военнослужащего, преподавала во многих школах Союза, а в нашей уже более 30 лет. Любительница порядка и уюта, она все делает красиво, кабинет образцовый, урок артистичный, обязательно доходчивый, внеклассное мероприятие эстетично оформлено. Ее ученики говорят: «Валентина Геннадьевна дала нам не только знания, она была для нас и режиссером и сценаристом, и художником, и великолепным костюмером, и, конечно, критиком – все, как говорится, в одном лице. Ее нельзя не слушать. На первый взгляд строгая, внешне всегда собранная, красиво одетая, она являет собой образ Народного учителя».

Большой стаж работы в школах Хамовников, в том числе почти 30 лет в нашей школе у Донары Аркадьевны Шенкман. Старшая пионервожатая, учитель географии, преподаватель краеведения, москвоведения, экскурсоведения, теперь она возглавляет музей истории нашей школы. «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда», награждена знаком «Отличия за безупречную службу городу Москве». Сама Донара Аркадьевна самой большой своей наградой считает признательные слова своих воспитанников. Вот такие, например: «Ваша любовь к родному городу, блестящее знание его истории, культуры, понимание его души покорили наши сердца, и с тех пор они, как и ваше, принадлежат Москве… Вы научили нас пониманию добра и созидания, уважению прошлого и настоящего. Вы воспитали в нас потребность быть культурными людьми».

О разностороннем таланте наших учителей говорят их награды: приз «Девочка на шаре» за успехи школьного театрального коллектива Захаровой Стеле Станиславовне. В 1997 году создала она школьный театральный коллектив «Улей». На многих сценах выступали ребята, призерами и победителями становились на конкурсах различных уровней. А в городском конкурсе, посвященном 65-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, двое ее воспитанников за участие в спектакле «Ночевала тучка золотая» стали лауреатами. Еще Стела Станиславовна руководит подготовкой школьного театрального фестиваля. Раз в год весной в каждом классе появляется артистический коллектив, который выбирает отрывок из какой-либо пьесы, либо инсценирует отрывок из художественного произведения, а потом представляет свою работу в школьном зале перед строгим жюри и зрителями. И каждый коллектив знает, что всегда может рассчитывать на помощь и совет Стелы Станиславовны.

И еще один очень творческий человек есть у нас в школе – Людмила Исламовна Бензина. В школу она пришла в 1989 году преподавать музыку. Потом окончила курсы преподавателей МХК и теперь она не только знакомит ребят с классической и народной музыкой, но и является страстным пропагандистом истории мировой культуры. Ученики любят Людмилу Исламовну. Ее нельзя не любить, нельзя не любить ее уроки, ее постановки с хорошим музыкальным, эстетическим оформлением. Ребята идут в ее кабинет с удовольствием, потому что

Там, музыки звуки,

Симфонии, вальсы и песни.

Хозяйка в том царстве

Добра, и умна, и прелестна.

Ведет нас от Глинки

К Чайковскому, Баху, Шопену

Им Шуберт, Балакирев,  Моцарт

Спешили на смену.

И мы, несмышленыши,

Звукам волшебным внимали

И даже картины под музыку ту рисовали.

 Рассказывая о наших учителях, нельзя не вспомнить тех, кто решил продлить свою школьную жизнь, но уже в качестве учителей. Сегодня их в нашей школе 9 человек.

Выпускница 1964 года Наталья Петровна Сергеева работает в группе продленного дня. Я думаю, что не надо никого убеждать, что в хорошей «продленке» работают неравнодушные люди, добрые, внимательные, терпеливые и очень заботливые. Это все, о Наталье Петровне.

Учителем начальных классов пришла в школу выпускница 1984 года Попова Елена Александровна. Рассказывают, что когда комплектовались классы первачков, в школу пришла бабушка будущего ученика и безапелляционно заявила: «Дайте мне (видно имелось ввиду – внуку) самую молодую и красивую учительницу». Выбор ее пал на Елену Александровну, которой было тогда всего 19 лет. Учительница из нее получилась замечательная. Залогом этого стала ее безграничная любовь к детям и огромное желание во всем им помогать. Сейчас она является заместителем директора по социальной защите. В школе все ее знают и любят. С какими только вопросами не обращаются к ней и учителя, и ребята, и родители, получая всегда исчерпывающий ответ, потому что Елена Александровна хорошо знает школьную жизнь. И никто из нас не может себе представить нашу школу без этой доброй, очаровательной, современной деловой женщины.

Уже более 20 лет работает в начальной школе Ольга Вячеславовна Усманова – яркий и светлый человек, талантливый учитель. Во время учебы в школе она прошла все ступени пионерских должностей: от председателя совета отряда до члена комитета комсомола, ответственного за работу с пионерами. По окончании педагогического института работала в школе пионервожатой. Неунывающая, охотно за все берущаяся, она могла дни и ночи проводить с ребятами на слетах, в лагерях, походах – и везде была незаменимой. Пионеры дружины никогда не жаловались на скуку, и по праву считались правофланговой. С 1991 года она – учитель начальных классов. Работает творчески, в неустанном поиске новых идей и решений, применяя современные технологии на уроках и внеклассной работе. Когда Ольга Вячеславовна выпустила свой очередной четвертый класс, в Департамент образования пришло благодарственное письмо родителей этого класса: «Все четыре года, – писали они – у наших детей, была интересная, активная жизнь… Хочется, чтобы как можно больше детей могли получить такой удивительный подарок – Первого учителя, которого с благодарностью будут вспоминать всю жизнь».

Подстать Ольге Вячеславовне и ее одноклассница Ольга Ивановна Соколова. И теперь это замечательный тандем: - два отличных учителя в одной параллели, работающие слажено и дружно.

Пришла в школу и сестра Ольги Ивановны – Наталья Ивановна Авчуринская (выпуск 1994 года). Она – математик. Этот года у нее особенный: готовит к выпуску одиннадцатый класс. Это будет ее первый выпуск, и только можно себе представить сколько волнений связано с этим событием. Ну, а сколько сил и энергии, тратит она на своих учеников видят все, хотя внешне Наталья Ивановна всегда спокойна, собрана и очень доброжелательна.

Почти 10 лет проработал в школе Константин Рудольфович Давыдов (школу окончил в 1977 году).  Мой учитель информатики. За эти годы он стал не просто тем, кого знает вся школа, он стал необходимым человеком в школе. Именно к нему шли с вопросами и просьбами и ученики, и учителя: кому-то распечатать материал, кому-то помочь с презентацией (разброс тем от химии до МХК), кто-то просит подсказать как устранить неполадки в домашнем компьютере, кто-то защититься от вируса. А тут еще срочно зовут в кабинет к директору – завис компьютер с материалом для отчета в департамент, для музея срочно надо отсканировать фотографии выпускников 1938 года, распечатать очередной номер «Школяра», что можно сделать только на машине Константина Рудольфовича… И еще множество всяких дел, которых без его участия никак не сделать. К сожалению, здоровье не позволило Константину Рудольфовичу дольше работать в школе. После того, как он уволился, в школе остался хороший кабинет информатики, в создание которого вложено много сил и энергии.

Есть среди наших учителей две выпускницы 2005 года, две Екатерины. Екатерина Андреевна Линник уже второй год учит ребят русскому языку и литературе, а Екатерина Дмитриевна Еремеева преподает английский язык в начальной школе. Опытные учителя говорят, что они непременно вырастут в хороших педагогов, потому что обе неравнодушны к детям, продолжают учиться дальше и школу свою любят.

 Вот такие они, наши замечательные учителя – были и есть! Все они очень разные, но имеют одно удивительное качество, которое делает их, внешне различных, очень похожими друг на друга: наши учителя бесконечно любили и любят нас. И что бы мы не умудрились учудить, мы никогда не лишались главного – любви.

 

ГБОУ СОШ №45

г. Москва, Хамовники, ЦАО

Основана в 1935 году

Адрес:  119048, г. Москва, улица Усачева, дом 66,

Телефон:  +7 (499) 246-8709 - директор, канцелярия

e-mail: school_45@mail.ru

Дата последнего обновления: 18.12.2014 г.


Внимание! Пункт 2.5. Положения о школьном сайте ГБОУ средней общеобразовательной школы № 45 города Москвы. Материалы, размешенные на сайте, имеют статус официальной публикации. Использование и перепечатка материалов и фотографий с сайта только по согласованию с администрацией школы, с обязательным  размещением ссылки на соответствующую страницу сайта.


Каталог сайтов Zabor.com

Поиск по сайту:

 

Copyright © 2004-2015, Идея. Дизайн, Верстка К.Давыдов